Леонтий Люлье, проживший много лет среди черкесов, свободно владевший адыгским языком (он автор русско-черкесского словаря), хорошо знавший их быт, традиции и обычаи, оставил после себя статьи, которые были и остаются востребованными для кавказоведов вплоть до наших дней. Они выгодно отличаются от многих других подобных работ тем, что Л.
Люлье вникал в такие подробности в жизни и в быту черкесов, которые остались незамеченными его современниками. И все же при всей своей добросовестности он не смог избежать заблуждений и противоречий при изложении некоторых вопросов этногенеза адыгов (черкесов). Они обозначены мной как загадки Люлье, которые ставили его и других исследователей в тупик, и он сам не смог объяснить их природу или происхождение. При этом необходимо иметь в виду, что Л. Люлье прожил много лет, в основном, среди черкесов Западного Кавказа, обитавших на южном склоне Главного Кавказского хребта, включая дефиле вдоль черкесского побережья Черного моря от устья Кубани до Абхазии. Это были адыгские субэтносы, известные в истории как натухайцы (у Люлье — натухажцы. — АлА.), шапсуги, абадзехи и убыхи. Последних Люлье вначале причислял к черкесам, а затем под влиянием Шёгрена отказался от этой идеи...Леонтий Люлье, проживший много лет среди черкесов, свободно владевший адыгским языком (он автор русско-черкесского словаря), хорошо знавший их быт, традиции и обычаи, оставил после себя статьи, которые были и остаются востребованными для кавказоведов вплоть до наших дней. Они …